Главная » Статьи » Работа в парах

Совместное обучение в парах.
II. Совместное изучение
В паре можно совместно что-либо изучать. Совместно можно изучать то, чего никто из двоих еще не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих.
Предмет совместного изучения – это тексты третьего. В этом уже отличие изучения и обсуждения; предмет последнего вида работы – как тексты третьего, так и друг друга.
В результате специально организованной коммуникации должно появиться общее поле понимания. Общее должно быть, с одной стороны, в представлениях обоих учеников, они должны договориться до общего, с другой – общее в головах учеников и автора изучаемого текста, а с третьей – общее должно быть материализовано, например, в совместной формулировке пункта плана или схеме (см. рис. 2.) В качестве синонима «пункту плана» будем употреблять «заголовок», но в ином смысле, чем в массовой практике.
СхемаЗаголовок, схема и еще что-то – это есть материальный продукт совместного изучения. По ним можно судить, насколько глубоко освоен текст.
Существуют разные техники изучения:
1) Можно изучать по так называемому герменевтическому кругу [7]: вначале формируется первичное представление о целом за счет прочтения всего текста, а потом разбирается каждая часть. В процессе прочтения всего текста либо по его окончании выдвигается гипотеза, о чем хочет сказать автор, какой у него замысел, как структурно представлен текст, как связаны части друг с другом. Затем прорабатывается каждая часть, устанавливается место части во всем целом, по ходу уточняется структура и содержание всего текста. Такой подход еще требует своей разработки. КСОдвижением сделаны лишь первые шаги. Более разработан следующий прием.
2) Можно изучать по частям (по абзацам, небольшими смысловыми фрагментами). На этом приеме строится работа пар сменного состава по методике Ривина. Остановимся на этом приеме подробнее.
1. Сначала абзац (фрагмент текста) надо прочитать. Текст можно читать по-разному: одновременно вслух, про себя, вслух по очереди. Это зависит от возраста детей, их особенностей, задач педагога, умения работать в паре. Например, в первый год обучения, когда ученики еще с трудом читают, в целях организации пары как единицы рекомендуется читать вслух синхронно.
2. Выделяются и объясняются непонятные слова. Особо необходимо обратить внимание на многозначные слова, смысл которых в обиходе и в научных текстах совершенно различен. Это, как правило, термины или понятия, в которых нужно тщательно разобраться, а может быть, записать их значение в тетрадь.
3. Восстановление абзаца и выражение своего понимания. Часто приходится выяснять предмет речи, его характеристики, смысл словосочетаний, предложений в контексте абзаца. Для этого устанавливать связи между предложениями, здесь помогает «герменевтический круг», но уже в масштабе абзаца.
4. Приведение своих примеров к изложенному в абзаце тезису, определению и т.д.
5. Обязательный компонент изучения – выражение сути абзаца и оформление её в заголовке. Эта работа одна из сложнейших.
Данные компоненты не нужно абсолютизировать, они требуют конкретизации под разные цели, тексты, обучающихся.
Оформим несколько существенных замечаний.
Важно, чтобы заглавие в точности отражало то, что сказано в тексте, а не то, как понимается читателем данный вопрос. Операция по озаглавливанию абзаца фиксирует общее поле понимания автора и учащихся. Но при этом необходимо учитывать, что невозможно получить абсолютно одинакового понимания вообще.
Заметим, что для нас заголовок – это не главная мысль. Это выражение смысла абзаца, связка между главным и второстепенным. Пункт плана – это фраза, в свернутом виде включающая все содержание абзаца («сжатая пружинка»). Чтобы правильно озаглавить, не рекомендуем использовать предложения и сложные словосочетания абзаца, желательно использовать фразы, такие как: «перечислено и схематизировано…», «вопрос о…», «обозначены разные аспекты…», «установлена связь между…», «указана причина и следствие…». Заголовок может быть в форме вопроса.
Кстати, по данным Н.И. Жинкина, процесс осмысления текста завершается образованием в мышлении некоторого «предметно-схемного кода». Процесс понимания всегда сопровождается свертыванием речи. В памяти в полном объеме может храниться только очень короткий текст, не представляющий труда для механического запоминания, или текст, выученный наизусть. В нормальных условиях восприятия и понимания текст поступает на хранение в память в свернутом виде [8, 185-186].
Предлагаем следующий критерий качества озаглавливания: если человек, не читавший текст, может реконструировать по готовому плану основные его тематические линии, основные разделы, структурные компоненты, то заголовки отражают существо изучаемого.
Для изучения текстов разных стилей нужны разные техники: научные тексты требуют логической работы, художественные – понимания чувств, образов, ассоциаций автора. В свою очередь, необходимо разрабатывать специфические приемы для изучения разных по типу абзацев тех же научных текстов – фрагментов, отражающих понятия, абзацев, описывающих процессы или события, текстов-рассуждений.
Кроме того, требует своего исследования, какие операции используются для изучения в паре текста, а какие – для раскрытия некоторого вопроса, используя содержание текста как вспомогательный, справочный материал. Пока можно сказать, что в последнем случае работа с текстом идет выборочно.

Источник: http://kco-kras.com/mit/303
Категория: Работа в парах | Добавил: TRUFANOVANV (26.07.2011)
Просмотров: 2554 | Рейтинг: 0.0/0