Мои педагогические принципы
                                                                                                                                            « Сердце отдаю детям..»
                                                                                                                    В.А. Сухомлинский.

 


Еще в 80 годах прошлого столетия, а точнее 18 октября 1986 года в учительской газете вышла статья учителей новаторов: С.Н. Лысенковой, В.Ф.Шаталова, И.П. Волкова, В. А. Караковского, М.П. Щетинина, Ш.А. Амонашвили о педагогике сотрудничества.
Идеи изложенные в этой статье стали для меня основными принципами моей педагогической деятельности.


1.Отношение с учениками. Отношение к ученику. Личностный подход. Гуманное отношение
- любовь к детям, заинтересованность в их судьбе
- оптимистическая вера в ребенка
- приоритет положительного стимулирования
- терпимость к детским недостаткам
- право ребенка на свободный выбор
- право на ошибку
- право на собственную точку зрения
- соблюдение Конвенции о правах ребенка

Запрещается.
Ø задевать личность ребенка;
Ø унижать его, указывать на недостатки и ошибки;
Ø оскорблять ребенка подозрением в неспособности;
Ø противопоставлять детей в классе.
Все ученики защищены в своем классе и в своей школе.

2. Обучение
- Научить можно всех детей, только нужно знать как.
- При обучении учитывать уровень подготовки, способности, индивидуальные особенности ученика. От каждого по способностям, каждому по потребностям
- Учить на уроке. Не перекладывать на плечи родителей трудности,
- Использовать эффективные методы обучения
- Урок — это коллективный труд, коллективное творчество учителя и детей
- На уроке должны говорить дети. Чем меньше говорит учитель, тем выше качество урока
- Урок должен по форме отвечать изучаемому предмету
- Хоть и урок, коллективный труд ученика и учителя, ответственность за качество знаний несет учитель.
- «Если бы в классе учился сын или внук каждого из нас, мы не могли бы дать ему больше, чем даем каждому ученику»

3.Оценивание.

o Ученик имеет право на ошибку.
o Ошибка ученика – это повод для размышления учителя. Если дети допускают ошибку, значит, в чем-то ошибся учитель — он должен найти соответствующий прием обучения.
o Оценивать отметкой только знания ученика.
o Не спешить оценивать ребенка двойкой или тройкой.
o дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.
o У каждого ребенка свой темп усвоения материала. Дайте время ребенку .
o Быть терпеливым в ожидании результатов. Верить в детей. Учитель начальной школы, который ставит плохие отметки, а иногда и двойку за двойкой, который не умеет пользоваться похвалой, поощрением, нетерпелив в ожидании результатов, не верит в детей,— такой учитель крайне опасен для школы, он может навсегда отбить охоту ребенка учиться.
o Учителю мало знать свой предмет, он должен знать детское незнание и уважать его — понимать его подлинную причину и устранять ее, не пытаясь прибегать к силовым приемам.

4. Поддержка высокого интеллектуального фона класса
Известно, что на конечный результат учения и воспитания ученика больше всего влияет семья; но из школьных факторов, как показывают исследования, важнее всего не образование учителя, не материальные затраты на обучение, даже не количество учеников в классе, а жизненные цели, которые, ставят перед собой одноклассники ученика. Если в классе сильно общее стремление к знаниям, к достижению высоких целей, то и каждый ученик будет лучше учиться. На общие цели и ценности класса сильно влияет его интеллектуальный фон (термин В.А.Сухомлинского). Чтобы создать обстановку сотрудничества, учителю нужно усилить стремление к знаниям разного рода, а не только к программным.
 
 

5.Идея самоанализа.
Каждое общее дело — будь то производительный труд, или собрание, или вечер отдыха, или поход,— словом, каждое дело обязательно должно быть проанализировано его участниками, иначе работа считается незаконченной.
Когда ученики знают, что их труд будет не только учителем оценен, но и всем коллективом, они и ведут себя достойно, и работают гораздо старательнее.
Педагогика сотрудничества многогранна. Она распространяется на все виды отношений в школе: « учитель – ученик», « ученик – ученик», «учитель – родители», « учитель – администрация».


6. Отношения сотрудничества с родителями учеников.

7. Сотрудничество учителей.

Нельзя противопоставлять детей в классе, нельзя и учителей противопоставлять друг другу. Учителя работают с детьми, оттого они и сами отчасти как дети — в этом их профессиональная сила, а не слабость. Только сохраняя в себе некоторую детскость, детское самолюбие, ранимость, способность к воодушевлению, тонкость чувств, можно понять ребенка, почувствовать детей, принимать каждого мальчика, каждую девочку как личность.

8. Самообразование.

Заключение:

Двадцатилетний опыт применения педагогики сотрудничества подтвердил :
Дети, которые ырастают в атмосфере сотрудничества, можно описать так: все они умеют и любят думать; процедура думания — ценность для них; все обладают дидактическими способностями: каждый может объяснить материал другому; все обладают организаторскими и коммуникативными способностями; все в той или иной степени ориентированы на людей; все способны к творчеству; все обладают чувством социальной ответственности.