Главная » Статьи » Работа в парах

Проверка. Работа в парах.
V. Проверка
Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней.
При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого.
Подчеркнем, что работа в паре здесь используется не с целью обучения, не с целью оценивания, а с целью обнаружения и исправления ошибок.
В отличие от тренажа, проверка направлена не на ответ. Предмет проверки – содержание действий по решению задачи, вопроса: связка между логикой, ходом мысли по решению задачи и ответом.
Как строится работа в паре? Один обучающийся по памяти восстанавливает другому весь процесс решения какой-либо самостоятельно выполненной задачи (возможно, он это будет делать письменно) либо дает развернутый ответ на некоторый вопрос. Его напарник следит за из-ложением, за каждым действием, каждым ходом; если необходимо, поправляет и дополняет. Если он увидит ошибку, тут же это отмечает и предлагает заново решить задачу.
Отметим два достоинства такой проверки. Во-первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки. Во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется, а не дома учителем, вдали от ученика.
Чтобы компенсировать недостаточную компетентность отдельных учащихся в проверяемой теме, можно использовать специальные дидактические средства. Например, КСОшники Новокузнецка разрабатывают ключи-инструкции для проверки разных тем [9]. Продуктивен прием, когда во время самостоятельного изучения текста обучающийся формулирует проверочные вопросы. Потом по этим вопросам, в свою очередь, проверяет того, кто этот текст тоже сам изучил и требует проверки.
Конечно, партнер должен быть достаточно компетентен в проверяемой теме, вопросе. Но это вовсе не означает, что он должен знать «от корки до корки». Дело не в этом, суть в «комментированном управлении», как бы это назвала С.Н. Лысенкова.
Можно проверять как уже состоявшийся процесс решения чего-либо, так и предполагаемый (проектируемый). М.В. Кларин указывает на опыт американских ученых Л. Резника и Р. Глейзера, которые сделали проговаривание отправной точкой в освоении исследовательской учебной деятельности и предложили специальный прием: сделать начальным этапом решения проблемы проговаривание самой её постановки, т.е. того, каких целей надо достичь при решении проблемы, осуществлении плана действий, а также вербализацию соответствия этого плана намеченным целям. В экспериментальной группе около 90 % учащихся нашли верные решения, а в контрольной, где проговаривание не проводилось, только 40 %. М.В. Кларин отмечает некоторое сходство этого приема с приемом проговаривания решений, разработанным С.Н. Лысенковой. Существенное отличие заключается в наличии во втором случае образца хода решения, ранее продемонстрированного учителем. В первом случае речь идет о проговаривании решения по ходу самостоятельного исследовательского поиска [10, 23]. Как нам кажется, и тот и другой приемы могут быть уместны при работе в паре по типу «проверка».

Источник: http://kco-kras.com/mit/303
Категория: Работа в парах | Добавил: TRUFANOVANV (26.07.2011)
Просмотров: 1723 | Рейтинг: 0.0/0