Главная » Статьи » Работа в парах |
Обучение в паре
Обучение в паре III. Обучение Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Еще на заре цивилизации обучение, как правило, проходило в паре, при этом оно было направлено в одну сторону. Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый (рис. 3.) Таким образом, предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник. СхемаМы рассматриваем обучение в одну сторону как элемент взаимообучения. Заметим, что учебный процесс имеет много ограничений и неиспользованных возможностей, когда один всегда обучает другого. Необходимые условия для осуществления взаимообучения: – Ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое. Обеспечить взаимообучение можно только на новом материале! – Эти фрагменты не должны быть логически зависимыми друг от друга. – Обучать нужно малыми порциями. «Учитель» должен изложить небольшой фрагмент материала, затем удостовериться, понят ли он, и лишь убедившись, что фрагмент понятен «ученику» , переходить к следующему. Попробуем прописать этот процесс пошагово. Выделенные компоненты, как нам кажется, позволяют создавать разнообразные алгоритмы обучения в паре: 1. Нацеливание на то, чему будет посвящено обучение, как оно будет проходить, какой должен быть получен результат. 2. Изложение материала небольшими фрагментами. Во время объяснения важно фиксировать основные моменты, понятия, схемы и т.п. в тетради обучаемого. Тем самым обучающий дает образцы выполнения задания, обеспечивает возможность обучаемому в дальнейшем качественнее выполнять функцию «учителя». И к тому же такое объяснение более понятно, неслучайно же на обычных уроках учитель пишет у доски: опытные учителя понимают, что устный текст должен дополняться, усиливаться знаковым текстом: легче происходит восприятие. По ходу нужно задавать «ученику» вопросы на понимание излагаемого. Кроме того, само изложение может быть в «вопросительном залоге». 3. Инициирование ученика на задавание вопросов на понимание. Позиция «ученика» не должна быть созерцательной. Он должен после каждого изложенного фрагмента задать вопросы, которые позволили бы ему понять неясное. Он может привести свои примеры. Важно приучать обучающихся заботиться о собственном знании: «Как я могу проверить, что текст мне понятен?» 4. Восстановление обучающимся понятого, усвоенного материала. 5. Проверка и закрепление усвоенного. Понятно, что после изложения всех фрагментов следует задать вопросы, позволяющие проверить понимание всей темы. Но не менее важно закрепить её. Это можно делать по-разному. Если предметом обучения была типовая задача – способ действования, то следует предложить решить с комментированием аналогичную задачу (такой прием лежит в основе методики взаимообмена заданиями). Если передавалось некоторое знание (информация, понятие и т.п.), то можно закрепление организовать уже после каждого фрагмента, например, предложить его озаглавить. 6. Анализ и рефлексия действий, которые осуществляли «учитель» и «ученик». Это нужно, с одной стороны, для приобретения навыков учиться у другого, а с другой – для освоения позиции «учителя». Чтобы обучение в дальнейшем было качественным, важно «учителю» передать другому свою позицию, обратить внимание на разные моменты процедуры обучения, дать необходимые рекомендации. Можно помочь «ученику» составить вопросы, акцентирующие на важном и «скользком» Источник: http://kco-kras.com/mit/303 | |
Просмотров: 2307
| Теги: |